Речевая готовность к школе

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Речевая готовность к школе

Попова Татьяна Владимировна учитель- логопед

Одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. 6 лет — период чрезвычайно интенсивного ее развития.

Родители не всегда придают большого значения речевому развитию детей, считая, что их малыши все усвоят в школе. А в школе начинаются проблемы, так как письменная речь формируется на основе устной.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят. Если ребенок вместо «шапка» говорит «сапка», то, скорее всего, он так и напишет.

Естественно, что обучение письму базируется на устойчивых представлениях детей о порядке звуков в слове.

Звуковая культура речи

Речевая готовность к школе — это, прежде всего, звуковая культура речи.

Ребенок при поступлении в школу должен правильно произносить все звуки.

Для закрепления правильного произношения звуков, проявляющихся в речи детей, применяется речевой и картинный материал.

Этап автоматизации звуков бывает очень длительным, если не помогать ребенку, быстрее ввести звук в активную речь. В этом вам помогут забавные чистоговорки. Произносить их нужно медленно, четко проговаривая каждый звук, постепенно убыстряя темп , но не снижая четкости произношения. Эти упражнения будут способствовать улучшению дикции.

Страусы строят гнезда в сторонке.
Странными смотрятся эти воронки.
Ямки в песке роют быстро и просто
Стройные птицы высокого роста.

Лось лосенку покупал
Лодку лыжи и пенал.
А лосиха- мама
Ласты и панаму.

Ежевику любит Вика.
Колет Вику ежевика.

Паша с Мишей не шалят.
Целый день они молчат.
Так как Паша с Мишей
Стать шпионами хотят.

К концу 6 года ребенок должен овладеть следующими знаниями и умениями:

1. Определять наличие звука в слове.

2. Устанавливать последовательность звуков в слове.

Полезны следующие упражнения:

Собери, разбери слово: М, А , К – МАК; Л,У,К — ЛУК.

3. Находить место звука в слове (начало, середина, конец).

Помогут такие упражнения как:

- Назови посуду которая начинается со звука С.

- В названии какой посуды звук С — в конце; звук С — посередине?

- Придумай слова, которые начинаются со звука О.

4. Научиться различать гласные звуки (воздух выходит свободно и легко), согласные звуки (когда мы их произносим, воздух встречает преграду).

- Произнеси звук. Что мешает воздуху выйти? (губы, зубы, язык).

Затем научиться определять твердые, мягкие, звонкие и глухие звуки.

Вместе с ребенком потренируйтесь в звуковом анализе слов.

- Нарисуй схему к слову «лиса», «луна».

Аналогично разбираются слова , которые придумал ребенок или взрослый.

Игра «Кулачки ладошки» — потренируют ребенка в определение твердости и мягкости согласных звуков.

Если слово начинается с мягкого согласного, то показать ладошки и если звук твердый, сжимать кулачки. Взрослый произносит слова, а ребенок показывает кулачок или ладошку: «лук, лиса, лампа, ложка, лимон».

Всевозможные кроссворды и игры со словами слогами, звуками будут способствовать развитию мышления и помогут избежать ошибок при письме. Например:

Баран+ ка=?

Мо + розы= ?

Ми + галка =?

- Мы придумаем слова, для начала — со слогом «му».

Дети придумывают слова, которые начинаются со слога «му»: музыка, мультики…

Игра «Звукоед прилетел и в словах все звуки съел».

Предложите угадать какие звуки «съел» Звукоед:

бато…, бидо… , патро… и т.д.

5. Находить ударение, переносить его с одного гласного на другой.

зАмок- замОк…

6. Определять количество слогов в слове.

- Прохлопай слово «машина» и скажи, сколько слогов в слове (аналогично разбираются и другие слова).

В свободную минутку можно поиграть в игру «Путаница».

Эта игра будет способствовать коррекции слоговой структуры слова.

- Жили были слова. Однажды они веселились, играли и перепутались, помоги им распутаться (босаку — собака, ловосы-волосы, посаги-сапоги ,лекосо-колесо, скоровода-сковорода, мицилионер-милиционер…)

К тому же, в начале обучения, как показывает практика, снижено чувство ритма и рифмы, поэтому полезно сочинять с ребенком чистоговорки:

- Та-та-та — мы везем с собой кота…

Слитному послоговому, плавному чтению помогает правильное называние букв взрослыми, в особенности родителями. Того же следует требовать от детей при любой работе с буквами, названия которых произносятся коротко, отрывисто, как соответствующие звуки.

Если названия букв произносить традиционно, то есть Ш — «ша», Р -»эр», С — «эс», тогда слово «Шура» ребенку придется прочитать «ша у эр а». Для детей с речевым недоразвитием подобные трансформации нежелательны.

Словарный запас

У ребенка должен быть достаточно хорошо развит словарный запас, он должен ориентироваться в родовых и видовых отношениях предметов:

- правильно относить единичные предметы к той или иной группе предметов (диван- мебель, подберезовик-гриб, фиалка — комнатное растение, слесарь — профессия…)

- уметь давать определение предмета через родовое название и видовое понятие: сахарница — это посуда, в которой находится сахар… Овощи режет — овощерезка…

Игра «Аукцион слов»- будет способствовать расширению и обогащению словарного запаса детей именами прилагательными. Для игры сгодится любой предмет.

Предложите назвать ребенку слова признаки:

- Какая кастрюля? Ребенок говорит : чистая, далее ваше слово «глубокая»… и т. д. На ком закончатся слова,тот и выиграл….

Выделять четвертый лишний предмет:

- самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар.

- синица, воробей, грач, снегирь.

Ребенок должен знать несколько «упрямых» слов: которые никогда не меняются: «пальто», «какао»…

К концу 6 года дошкольник должен понимать и использовать в речи антонимы — подбирать пары слов с противоположным значением, обозначающих пространственные понятия (высокий — низкий…), состояния предметов (горячий — холодный), чувств человека (веселый — грустный), пространственные и временные понятия (рано — поздно, здесь — там, раньше позже, слева — справа) и другие.

Начинают 6-летние дети осмысливать и понимать слова с переносным значением (золотые руки, время ползет, короткая память).

Важное значение имеет работа над синонимами — словами, близкими по значению, которые выражают разные оттенки смыслового значения (веселый — радостный - смешной).

Также ребенок к концу года может понимать и называть с помощью взрослых родственные, похожие слова :

Снег — сногопад, снеговик, снегурочка, снегирь.

Грамматически правильная речь

Речевая готовность к школе – это и грамматически правильная речь, которой дети овладевают в чисто практическом плане.

С этой целью полезно поводить игры и упражнения:

«Один — много» (образование множественного числа существительных): стол — столы, …

«Из чего сделанно?» (образование относительных прилагательных). Стол из дерева- деревянный, варенье из слив- сливовое….

«Сосчитай посуду» (согласование существительных с числительными.) Один нож, три ножа, а пять ножей….

«Чей хвост?» : (образование притяжательных прилагательных). У лисы хвост лисий, у медведя — медвежий, у щуки — щучий…

«Что с чем» (усвоение категории творительного падежа с предлогом «с»). Стул с ножками и сиденьем; кровать с матрацем и с ножками.

«Найди предмет» (усвоение предлога «для»). Крышка нужна для…, спинка нужна для…

«Большой — маленький» — упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов: большой стол, а маленький… (столик), ведро — ведерко….

Речевые ошибки не следует оставлять без исправления, однако замечания следует делать тактично. Постоянные одергивания, бестактные замечания недопустимы, так так могут вызвать речевой негативизм, нервозность и упрямство.

Связная речь

Ребенок только тогда захочет говорить, как только вы захотите его слушать.

Главный фактор развития связной речи — наличия заинтересованного слушателя, и этим доброжелательным внимательным слушателем должны стать Вы, уважаемые родители.

Больше общайтесь с ребенком, вызывая его на разговоры. Беседовать можно на различные темы, причем давайте возможность сказать как можно больше самому ребенку.

Дети, имеющие богатый опыт слушанья книг, обязательно имеют хорошо развитую связную речь.

Так же хорошо развитой речи будут способствовать:

  • Составление рассказов-размышлений на тему: «кем быть» и т.д.; рассказов-описаний: «мы были в цирке», «мое любимое животное» и т.д.
  • Пересказы сказок, рассказов, просмотренных мультфильмов и фильмов.
  • Заучивание стихов.

Для повышения культуры речи детей, ее интонационной выразительности, темпа, ритма, можно использовать скороговорки, потешки, пословицы, слушанье сказок, стихов в исполнении мастеров слова.

И все же, ничего не заменит богатой выразительной речи самого взрослого. Ведь она — своего рода эталон для ребенка.