Шокурова Галина Алексеевна педагог- психолог первая квалификационная категория |
- Возрастные нормы психического развития детей от рождения до семи лет
- Для родителей будущих первоклассников
- Поможем ребенку в успешной реализации его творческого потенциала!
Для родителей будущих первоклассников «Все, что Вам нужно знать о готовности Вашего ребенка к школе» Время летит очень быстро… Вы, как и многие родители, думаете, что самое главное — это чтобы ребёнок к школе умел читать, писать и считать? Это, конечно, важно, но далеко не все, что нужно. Есть ещё психологическая, эмоциональная, социальная и физиологическая готовность к школе. И Вам обязательно нужно заниматься с ребенком перед началом первого класса. Потому, что если Ваш ребёнок к школе не готов, ему будет очень тяжело. Если Ваш ребенок к школе не готов, то: · Учёба станет для него настоящим кошмаром и источником ежедневного стресса. · Ему будет тяжело и неинтересно учиться. · На занятиях он будет отставать от других ребят. · В школу будет ходить как на каторгу. · Будет постоянно слышать критику и замечания в свой адрес. · Будет чувствовать свою неполноценность. · Будет переживать из-за плохих оценок, с боем садитесь за домашнюю работу… думаю, продолжать не стоит. · Домашнюю работу будет выполнять с большим трудом. · Плохие оценки будут постоянными спутниками Вашего ребёнка. · В классе сверстники будут относиться к нему как к отстающему ученику. · Вы будете постоянно ссориться из-за его успеваемости. · У него будет низкая самооценка и потеря веры в свои силы. |
Поможем ребенку в успешной реализации его творческого потенциала! В системе образования на данном этапе глубокое внимание направлено на проблему развития самостоятельности ребенка, свободы и творческой инициативы личности. Педагоги и психологи позиционируют необходимость активного поиска наиболее эффективных средств развития творческого потенциала человека на всех этапах его жизненного пути. Воспитать яркое и творческое отношение к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания) – одна из наиболее многогранных и интересных задач современной педагогики и психологии. Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет его думать и становиться сама по себе средством развития способностей ребенка. В будущем поможет ему действовать конструктивно, стать успешным в процессе жизни, достичь выдающихся результатов. Творчество – активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни. Проблема развития творческого потенциала детей дошкольного возраста — одна из важнейших и актуальных для современной дошкольной педагогики. В ряде психолого-педагогических исследований отмечается, что на протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая богатое содержание и сложные формы проявлений; данные изменения происходят в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, которые при определенных условиях становятся внутренними достояниями личности. В старшем дошкольном возрасте складываются основные психические новообразования: качественное изменение содержания аффектов (возникают особые формы сопереживания, сочувствия другим людям, развивается эмоциональная децентрация); этому способствует появление эмоционального предвосхищения (представляющего собой сплав аффективных и когнитивных процессов, т.е. «единство аффекта и интеллекта»). Анализ развития эмоций в старшем дошкольном возрасте позволяет сделать вывод о том, что эмоции в большей степени, чем интеллект, организуют жизнедеятельность детей в дошкольном возрасте, закладывают базу личностного роста и творческого самовыражения ребенка. Психологические литературы по проблеме развития творческого потенциала детей дошкольного возраста выявил глубокую взаимосвязь между когнитивными и эмоциональными компонентами в развитии их личности и творческого мышления. Поэтому встает вопрос определения психологических условий, поддерживающих и развивающих эмоциональные состояния детей, что развивает их творческий потенциал. Выявляются следующие принципы развития творческого потенциала ребенка: · принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное; · принципы гуманистической психологии; · принципы личностно ориентированного развивающего обучения. Творчество понимается как особая взаимосвязь личности творца, произведенного им продукта и творческого процесса порождения продукта и себя как автора этого продукта. При этом творчество можно определить как процесс усмотрения и реализации новых возможностей собственной активности, сопровождающейся чувством вдохновения и завершающемся созданием субъективно нового продукта. Развитие творческого потенциала рассматривается как реализация человеком собственной индивидуальности. Каждый человек уникален и неповторим; он неповторим в своем отношении к тому, что его окружает. Это отношение дается человеку в эмоциональном переживании. Поэтому в качестве самодостаточного проявления человеческой индивидуальности принимаются эмоциональные реакции и состояния. Таким образом, развитие творческого потенциала личности должно осуществляться через ее эмоциональную сферу. В соответствии с принципом трансформации когнитивного содержания в эмоциональное когнитивное содержание, с которым сталкивается ребенок, целенаправленно трансформируется в его эмоциональное отношение к этому содержанию. Всякая реакция ребенка на жизненные события ярко эмоционально окрашена, именно эта окрашенность и делает реакции индивидуальными (уникальными и неповторимыми). Однако переживание эмоции и ее выражение — разные вещи. Для того чтобы выражение эмоции могло быть проявлением истинной природы ребенка, оно должно быть адекватным (аутентичным), т.е. соответствовать не столько ситуации, сколько в первую очередь самой эмоции. Поэтому при работе с дошкольниками по развитию творческого потенциала очень важно называть вслух (вербализовать) те эмоции, которые ребенок, скорее всего, испытывает в данный момент. Это способствует осознанию ребенком собственного эмоционального отношения. Даже если взрослый не может точно определить эмоцию ребенка, он может предложить ребенку диапазон возможных эмоциональных реакций и состояний и предложить ему выбрать те, которые правильно обозначают состояние ребенка. Выражение ребенком своих эмоциональных реакций является проявлением его индивидуальности, а это в свою очередь рассматривается нами как проявление творчества. Именно поэтому соблюдение принципов гуманистической психологии (безопасности и свободы, безусловного позитивного принятия и поддержки) является одним из основных условий развития творческого потенциала личности детей (под психологической безопасностью понимается в свете идей гуманистической психологии — уважение к ребенку как к личности вне строгой зависимости от того, что он делает; под психологической свободой — свобода в символическом выражении своих чувств и поступков). Эти принципы становятся условиями развития творческого потенциала личности, когда они применяются к эмоциональным реакциям и состояниям. Оказывая безусловную поддержку эмоциональным реакциям и состояниям детей, взрослый тем самым показывает безусловную самоценность каждой личности, что обеспечивает полноту эмоционального самовыражения и создает условия для творческих проявлений. Еще одно важное условие развития творческого потенциала ребенка — соблюдение принципов личностно ориентированного развивающего обучения. Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований. Развитие творческого потенциала дошкольников происходит наиболее многогранно при соблюдении следующих условий: 1. Поэтапная педагогическая технология сотворчества взрослого и ребенка как субъектов деятельности, основанная на принципах создания творческой атмосферы, наличия образца креативного поведения взрослого, занимательности. 2. Психолого-педагогическое сопровождение своеобразного вида деятельности ребенка (интеграция отдыха, развлечений, праздников, самообразования, творчества и предоставляющего уникальную возможность свободного, самостоятельного выбора деятельности в соответствии с желаниями и интересами ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, склонностями и половозрастными интересами). Основными психологическими условиями развития творческого потенциала детей дошкольного возраста являются: 1. Безоценочное принятие и поддержка взрослыми их эмоциональных состояний и реакций. 2. Безоценочное принятие и поддержка эмоциональных проявлений детей, создание в контакте с ними атмосферы психологической безопасности; 3. Использование в работе с эмоциональными реакциями и состояниями проблемности, диалогичности, индивидуализации. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. |