Советы психолога

 

 

Шокурова Галина Алексеевна

педагог- психолог

первая квалификационная категория

  1. Возрастные нормы психического развития детей      от рождения до семи лет
  2. Для родителей будущих первоклассников 
  3. Поможем ребенку в успешной реализации его творческого потенциала!
Возрастные нормы психического развития детей      от рождения              до семи лет
Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных периодах и нормах развития детей. Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не доступно его возрасту и, наоборот, снижают свои требования к нему в области поведения, навыков самообслуживания и общения. Взрослым необходимо четко ориентироваться в возрастных периодах детства и новых возможностях, приобретениях психики, которые должны возникать на каждом этапе развития ребенка.
Итак, ранний возраст от рождения до 3-х лет, отличается единством физического и психического развития и стремительным ростом и развитием ребенка. Эпоха раннего возраста делится на два этапа: от рождения до года и от года до трех лет.
На первом году жизни происходит активное развитие органов чувств в процессе ухода и общения, с первых месяцев жизни ребенок выделяет близкого взрослого, сосредотачивает свой взгляд и слух и, наконец, отвечает взрослому улыбкой, звуками и движением. Данная реакция, названная «комплексом оживления» должна появиться к 3-м месяцам жизни. Она является условием и предпосылкой для развития общения между ребенком и взрослым. Младенец постепенно учится схватывать и удерживать предметы, благодаря развитию руки.
К 6-ти месяцам ребенок должен брать, удерживать предмет, сосредотачиваться на нем и совершать простые действия с предметом, обследуя его, что является условием формирования мышления.
С 6-ти месяцев ребенок овладевает самостоятельными движениями в горизонтальном положении, учится сидеть, стоять и ходить. Ребенок продолжает осваивать окружающий мир, он уже манипулирует с предметами и реагирует на взрослого не просто как на объект окружающего, а как на партнера в познавательной деятельности.
К концу первого года жизни ребенок должен активно изучать предметы и пространство и проявлять потребность в деловом общении с взрослым в процессе этого изучения. У малыша формируется первый предметный опыт, формируется представление о свойствах предмета, расположенного в пространстве. В этом возрасте малыш должен понимать обращенную к нему речь и говорить простые слова, состоящие иногда из одного слога.
Начиная с 1 года до трех, ребенок овладевает самостоятельными сложными движениями: ходьбой, бегом, лазанием, бросанием, и т. д. Ребенок не только активно двигается, но и учится регулировать собственное движение, подражая взрослому. Именно поэтому важно постоянно обращать внимание малыша на цель и порядок выполнения действия: «Мы будем катать мячик. Положи мячик перед собой, как я, а теперь толкни мячик сильно, как я.»
Ребенок переходит от обследования предмета к игровому действию с предметом: сначала он учится открывать и закрывать баночку, понимает, что ее можно использовать, как емкость, потом соотносит эту баночку по свойствам с кастрюлькой и, наконец, использует в игре баночку, как кастрюльку.
Речь ребенка теперь становиться самостоятельной и активной. На фоне активизации речи зарождается общение со сверстниками, ребенок делает первые попытки взаимодействовать с другим малышом в предметной и игровой деятельности.
Главным приобретением личности в конце раннего возраста становиться осознание ребенком себя, как самостоятельного субъекта, своего личного действия и личного желания.
С этого момента (с 3-х лет) начинается эпоха дошкольного возраста. Именно этот период перехода получил название «кризиса 3-х лет». Обычно этот возраст сопровождается упрямством, капризами, агрессивностью, резкими сменами в настроении и поведении малыша. Такая картина есть результат конфликта между естественным стремлением ребенка к самостоятельности и независимости и ограничением этого стремления со стороны взрослых.
Дошкольное детство (от 3 до 7) характеризуется развитием разнообразных видов детской деятельности: игровой, бытовой, изобразительной, трудовой и др. Уровень развития ребенка должен определяться не только его умениями в той или иной деятельности, но и заинтересованностью в результате и умением его добиваться.
Ребенок 5 лет может отлично уметь самостоятельно завязать шнурки, но не испытывать потребности это делать. Отсутствие у дошкольника потребности проявлять свою умелость или развивать ее являются показателем незрелости, которая будет тормозить его дальнейшее развитие.
Способность ребенка подчинять свое поведение какой-либо цели, управлять своими поступками формируется на протяжении всего дошкольного возраста.
Только к семи годам ребенок способен выполнять как свою собственную задачу, так и задачу, поставленную взрослым не отвлекаясь, сохраняя интерес, контролируя себя при этом и оценивая свои результаты. Зачастую родители ожидают этого от детей 5-ти и даже 4-х лет.
Существенным приобретением дошкольного возраста становится наглядно-образное мышление ребенка, благодаря которому становится возможной учебная деятельность.
Чтобы понять, что легкие предметы не тонут, ребенку 6-ти летуже не надо бросать их в воду, у него есть понятие легкого и тяжелого, понятие о свойствах воды, он может сделать самостоятельный вывод.
К семи годам дети хорошо разбираются в понятиях, символах и знаках, мышление становится логическим. У них намечается собственное мировоззрение, первые этические нормы, созревает новая социальная позиция и стремление быть взрослым.
К концу дошкольного детства у ребенка складываются предпосылки нового вида деятельности — учебной.
Помните, что развитие ребенка проходит постепенно и последовательно и на каждом
этапе ребенок должен достичь определенных результатов.

Для родителей будущих первоклассников

«Все, что Вам нужно знать о готовности Вашего ребенка к школе»

Время летит очень быстро…
Совсем недавно Ваш ребёнок был ещё такой маленький…
И вот, уже этой осенью он идёт в первый класс.

Вы, как и многие родители, думаете, что самое главное — это чтобы ребёнок к школе умел читать, писать и считать? Это, конечно, важно, но далеко не все, что нужно.

Есть ещё психологическая, эмоциональная, социальная и физиологическая готовность к школе. И Вам обязательно нужно заниматься с ребенком перед началом первого класса. Потому, что если Ваш ребёнок к школе не готов, ему будет очень тяжело.

Если Ваш ребенок к школе не готов, то:

·         Учёба станет для него настоящим кошмаром и источником ежедневного стресса.

·         Ему будет тяжело и неинтересно учиться.

·         На занятиях он будет отставать от других ребят.

·         В школу будет ходить как на каторгу.

·         Будет постоянно слышать критику и замечания в свой адрес.

·         Будет чувствовать свою неполноценность.

·         Будет переживать из-за плохих оценок, с боем садитесь за домашнюю работу… думаю, продолжать не стоит.

·         Домашнюю работу будет выполнять с большим трудом.

·         Плохие оценки будут постоянными спутниками Вашего ребёнка.

·         В классе сверстники будут относиться к нему как к отстающему ученику.

·         Вы будете постоянно ссориться из-за его успеваемости.

·         У него будет низкая самооценка и потеря веры в свои силы.

Поможем ребенку в успешной реализации его творческого потенциала!

     В системе образования на данном этапе глубокое внимание направлено на  проблему развития самостоятельности ребенка, свободы и творческой инициативы личности. Педагоги и психологи позиционируют необходимость активного поиска наиболее эффективных средств развития творческого потенциала человека на всех этапах его жизненного пути.

Воспитать яркое и творческое отношение к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания) – одна из наиболее многогранных и интересных задач современной педагогики и психологии.

Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет его думать и становиться сама по себе средством развития способностей ребенка. В будущем поможет ему действовать конструктивно, стать успешным в процессе жизни, достичь выдающихся результатов.

Творчество – активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни.

Проблема развития творческого потенциала детей дошкольного возраста — одна из важнейших и актуальных для современной дошкольной педагогики.

В ряде психолого-педагогических исследований отмечается, что на протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая богатое содержание и сложные формы проявлений; данные изменения происходят в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, которые при определенных условиях становятся внутренними достояниями личности.

В старшем дошкольном возрасте складываются основные психические новообразования: качественное изменение содержания аффектов (возникают особые формы сопереживания, сочувствия другим людям, развивается эмоциональная децентрация); этому способствует появление эмоционального предвосхищения (представляющего собой сплав аффективных и когнитивных процессов, т.е. «единство аффекта и интеллекта»).

Анализ развития эмоций в старшем дошкольном возрасте позволяет сделать вывод о том, что эмоции в большей степени, чем интеллект, организуют жизнедеятельность детей в дошкольном возрасте, закладывают базу личностного роста и творческого самовыражения ребенка.

Психологические литературы по проблеме развития творческого потенциала детей дошкольного возраста выявил глубокую взаимосвязь между когнитивными и эмоциональными компонентами в развитии их личности и творческого мышления.

Поэтому встает вопрос определения психологических условий, поддерживающих и развивающих эмоциональные состояния детей, что развивает их творческий потенциал.

Выявляются следующие  принципы развития творческого потенциала ребенка:

·        принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное;

·        принципы гуманистической психологии;

·        принципы личностно ориентированного развивающего обучения.

Творчество понимается как особая взаимосвязь личности творца, произведенного им продукта и творческого процесса порождения продукта и себя как автора этого продукта. При этом творчество можно определить как процесс усмотрения и реализации новых возможностей собственной активности, сопровождающейся чувством вдохновения и завершающемся созданием субъективно нового продукта.

Развитие творческого потенциала рассматривается как реализация человеком собственной индивидуальности. Каждый человек уникален и неповторим; он неповторим в своем отношении к тому, что его окружает. Это отношение дается человеку в эмоциональном переживании. Поэтому в качестве самодостаточного проявления человеческой индивидуальности принимаются эмоциональные реакции и состояния. Таким образом, развитие творческого потенциала личности должно осуществляться через ее эмоциональную сферу. В соответствии с принципом трансформации когнитивного содержания в эмоциональное когнитивное содержание, с которым сталкивается ребенок, целенаправленно трансформируется в его эмоциональное отношение к этому содержанию.

Всякая реакция ребенка на жизненные события ярко эмоционально окрашена, именно эта окрашенность и делает реакции индивидуальными (уникальными и неповторимыми). Однако переживание эмоции и ее выражение — разные вещи. Для того чтобы выражение эмоции могло быть проявлением истинной природы ребенка, оно должно быть адекватным (аутентичным), т.е. соответствовать не столько ситуации, сколько в первую очередь самой эмоции. Поэтому при работе с дошкольниками по развитию творческого потенциала очень важно называть вслух (вербализовать) те эмоции, которые ребенок, скорее всего, испытывает в данный момент. Это способствует осознанию ребенком собственного эмоционального отношения. Даже если взрослый не может точно определить эмоцию ребенка, он может предложить ребенку диапазон возможных эмоциональных реакций и состояний и предложить ему выбрать те, которые правильно обозначают состояние ребенка.

Выражение ребенком своих эмоциональных реакций является проявлением его индивидуальности, а это в свою очередь рассматривается нами как проявление творчества. Именно поэтому соблюдение принципов гуманистической психологии (безопасности и свободы, безусловного позитивного принятия и поддержки) является одним из основных условий развития творческого потенциала личности детей (под психологической безопасностью понимается в свете идей гуманистической психологии — уважение к ребенку как к личности вне строгой зависимости от того, что он делает; под психологической свободой — свобода в символическом выражении своих чувств и поступков). Эти принципы становятся условиями развития творческого потенциала личности, когда они применяются к эмоциональным реакциям и состояниям. Оказывая безусловную поддержку эмоциональным реакциям и состояниям детей, взрослый тем самым показывает безусловную самоценность каждой личности, что обеспечивает полноту эмоционального самовыражения и создает условия для творческих проявлений.

Еще  одно важное условие развития творческого потенциала ребенка — соблюдение принципов личностно ориентированного развивающего обучения. Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.

Развитие  творческого потенциала дошкольников происходит  наиболее многогранно при соблюдении следующих условий:

1. Поэтапная педагогическая технология сотворчества взрослого и ребенка как субъектов деятельности, основанная на принципах создания творческой атмосферы, наличия образца креативного поведения взрослого, занимательности.

2. Психолого-педагогическое сопровождение своеобразного вида деятельности ребенка (интеграция отдыха, развлечений, праздников, самообразования, творчества и предоставляющего уникальную возможность свободного, самостоятельного выбора деятельности в соответствии с желаниями и интересами ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, склонностями и половозрастными интересами).

Основными  психологическими условиями развития творческого потенциала детей дошкольного возраста являются:

1.     Безоценочное принятие и поддержка взрослыми их эмоциональных состояний и реакций.

2.     Безоценочное  принятие и поддержка эмоциональных проявлений детей, создание в контакте с ними атмосферы психологической безопасности;

3.     Использование в работе с эмоциональными реакциями и состояниями проблемности, диалогичности, индивидуализации.

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.